Главная » Город » Покровская церковь слободы Кукарки

Покровская церковь слободы Кукарки

Из всех сохранившихся от слободы Кукарки старинных зданий Покровская церковь является самым древним зданием. Время основания ее неизвестно, но точно верно, что она начала отстраиваться с момента перевода Иоанно-Предтеченского монастыря из Жерновогорья. И что в начале она называлась Предтеченской. Перевод монастыря состоялся после очередного сожжения его черемисами в период между 1668-1690 гг. под защиту кукарских жителей и крепости. Монастырь стал называться мужским Покровским и церковь была при монастыре. ..

Предтеченская каменная церковь называлась в честь Иоанно-Предтеченского монастыря в Жерновогорье. Строилась длительное время. Тот вид, какой она имеет сегодня, сформировался в течение 200 лет. Первоначально была построена холодная церковь, это та часть, что сейчас мы видим под куполом. Колокольня построена отдельно от церкви и довольно смещена от центральной оси церкви под куполом. И сейчас можно рассмотреть архитектурные детали на четверике церкви и на колокольне, скрытые крышей, которые ранее были снаружи. В книге Н. Золотницкого о Кукарке 1866 г. сообщается: «Покровская церковь с усыпальницею и другими церковными зданиями обнесена высокой каменной оградой, к которой примыкает обнесенное деревянной решеткой кладбище».
Внутренность ограды также служит кладбищем и наполнена надгробными памятниками большей частью из опоки. Внутри ограды, против церковного алтаря, сохранился надгробный камень с такою надписью церковного почерка (вязью): «Лета 1706-го июня 3 дня преставился раб Божий схимонах Никон Кошкиных. Камень сей резал сын его поп Елисей». Резчик увековечил свое имя еще на боку камня другою надписью тарабарского письма: «Тарек мефас и лие нилас лып ецо Гемпой Ион Елисей Товтипыж», что по известному ключу значит: «камень резал и сие писал сын его Черной Поп Елисей Кошкиных». Летом 1864 года камень этот, по усердию крестьянина И.Ф. Самоделкина, поднят из земли, в кото­рую углубился, и положен на другой новый камень, а могила управлена и обнесена железной решеткой. В церковной ограде есть еще один древний надмогильный камень, но надпись на нем не читается. Монах Елисей Кошкин погребен в левом углу при входе в паперть Покровской церкви.
В 1764 г. монастырь был упразднен, а церковь с 1765 г. переведена в приходскую. До упразднения монастыря церковь состояла из холодного храма и трапезной, в которой был престол во имя св. Иоанна Предтечи. Ныне это левый придел. Церковь неоднократно подвергалась пожару. Известно, что пожары были в 1725 г. и 1774 г. Монастырь был обнесен деревянной оградой с занимаемой значительной площадью земли. Границы его были от кладбища до современного магази­на и до берега Пижмы. Центральный вход в монастырь был с современной улицы Колхозной. Над входом в ограду монастыря стояла деревянная надвратная церковь во имя Николая Чудотворца Можайского. Снаружи над вратами висел его образ. 6 сентября 1774 г. церковь сгорела. Сейчас на месте церкви стоит памятный часовенный столб с нишей для установки иконы. Подобный столб стоял и по ул. оф. Смехова у магазина. В память какого события он был установлен, неизвестно.
Икона Николая Чудотворца Можайского, которая висела над вратами, была спасена и теперь находится в Покровской церкви. По храмозданной грамоте от 3.06.1777 г. в Покровской церкви вместо сгоревшей на вратах был сооружен в 1782 г. придел во имя Николая Чудотворца на столбах с особым куполом, который был снесен в 1830 г. За многовековую историю церковь перестраивалась многократно (деревянная на вратах — в 1767 г.). В холодном храме в 1778 г. проделываются окна. В 1786 г. расширяется Предтеченский алтарь. В 1820 г. вокруг церкви устроена каменная ограда, в 1830-х гг. выравниваются полы в церкви, на средства кр. В.И. Самоделкина делается новый иконостас, а иконы остаются старые. В эти же годы был сломан купол и перестроен каменный придел. В 1863 г. через пробивку арки холодный храм был сделан теплым.

И хотя церковь перестраивалась длительное время, в законченном виде она представляет собой единый архитектурный образ, выдержанный в традициях зодчества XVII столетия. «Архитектура того времени, исполненная редкой живописности, так называемым «дивным узоречьем» была тесно связана с народным творчеством, с деревянным зодчеством. От других храмов края Покровскую церковь отличает величавая простота и лаконизм, что придает великую силу выразительности и яркую образность. Тип храма, состоящего из основного двухцветного объекта с примыкающей к нему с запада трапезной и шатровой колокольней, остается в рамках традиций вятской школы зодчества, «первой волны» его развития. Храм имеет приземистые пропорции, объемы ее подчеркнуто массивны, декор много проще, чем на других памятниках Вятского края. Наличники из гладких полуколонок несут простой по рисунку трехобъемный кокошник, карниз из валиков с поребриком, выразительные дуги, лопатки по углам кубического объема составляют весь декоративный наряд церкви. Лаконичная главка на барабане венчает оригинальную по форме крышу на четыре ската, несомненно, навеянную мотивами деревянного зодчества. Невысокая шатровая колокольня хорошо увязана с храмом, сливаясь с ним в общий гармоничный силуэт. С виртуозным мастерством древние мастера используют отношение пропорций, придающее силу и красоту облику скромного храма, рассказывающего нам об эстетических вкусах наших предков, тем самым связывая жизнь современную с бытовым укладом минувших лет. Это помогает полнее раскрыть богатство и неповторимое своеобразие культуры нашего северного края».

Этот храм избежал участи других в Кукарке. Но он также был закрыт в 1940-е гг. В нем размещалось колхозное зернохранили­ще. В ограде была устроена мельница, засыпан колодец. Но последнюю, единственную церковь, советчане все же отстояли, сохранили иконы; иконостас, когда был в церкви зерносклад, был завешен. Закрытой она была на долгое время. Но старины в ней осталось мизерное количество. При закрытии монастыря в 1764 г. монахи уехали и увезли значительную часть вещей в Истобенский монастырь. Иконостас несколько раз заменялся. В 1866 г. прежний иконостас продан в села Богословское и Ишлык,
Церковь поставлена на учет как памятник республиканского значения.

Подробнее здесь

Картинка отсюда

Поделитесь этой информацией с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *